Первую стадию формирования человека он определил как период «доверия и недоверия». Эта стадия обычно охватывает первый год жизни. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, который долго не испытывает недомогание, которого баюкают, ласкают, с ним разговаривают, чувствует, что мир – место уютное, а люди – существа отзывчивые и добрые. Если же ребенок не получает должного ухода, то в нем вырабатывается недоверие, боязливость по отношению к миру и людям. Часто это недоверие переходит и в другие стадии развития.
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, ее можно определить как стадию «самостоятельность и нерешительность». В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, стремятся делать что-либо самостоятельно и если родители предоставляют ребенку возможность самостоятельно развивать то на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет собой и окружающим миром – то есть у него появляется самостоятельность.
Третья стадия – «предприимчивость и чувство вины». Обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Уже приобретя множество физических навыков, ребенок сам начинает придумывать себе занятия, эта самостоятельность проявляет себя и в речи и в способности фантазировать, то есть развивается предприимчивость. Если родители показывают ребенку, что его активная самостоятельная деятельность вредна или нежелательна, вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшей стадии жизни.
Четвертая стадия – «умелость и неполноценность» охватывает возраст с шести до одиннадцати лет. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, организованным играм и регламентированным занятиям. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо. Он отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши авиамодели, варить, готовить, рукодельничать разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способность к творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», развивают у них чувство неполноценности. Это чувство, возникшее в семейном окружении может быть усилено школой, если у ребенка умелость и сметливость не преобладает над чувством неполноценности.
Пятую стадию можно определить как «идентификация личности и путаница ролей». По сути эта стадия является кризисом подросткового возраста – последней стадией детства. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в особенности в жизни подростка занимает интерес к мыслям других людей, к тому, что сами о себе думают. Часто подростки создают себе мысленный идеал семьи, религии, общества отличающийся от реальной жизни. Перед подростком встает задача объединить все, что он знает о себе самом.
Если из-за неудачного детства подросток не может определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того кто он такой и к какой среде принадлежит. Это может подтолкнуть ребенка к распущенности и преступности из-за фрагментарного представления о своей личности. В некоторых случаях трудности самоидентификации толкают подростка к «негативной идентификации»- отождествляя свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Следующие три стадии развития человека являются началом зрелости с последующим взрослением.
Шестая стадия – «близость и одиночество» – начало зрелости и конец юности.
Седьмая стадия – «общечеловечность и самопоглощенность» – относится к зрелому возрасту.
Восьмая стадия – «цельность и безнадежность» относится к пожилому возрасту, когда основная работа жизни закончилась.
Возрастные кризисы взросления могут сопровождаться нарушением физиологического и психического равновесия. Именно в такие периоды возникает риск возникновения психических расстройств, которые требуют помощи психиатра или психотерапевта.
Прежде всего к таким расстройствам относятся: