В детском и подростковом возрасте особенно сложно определить, является то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случаях так называемого кризиса взросления, которые могут со временем развиться в психическое заболевание или полностью компенсироваться.
Многими детскими врачами высказывается точка зрения на нарушения поведения и психические расстройства, как неспособность ребенка создать эффективные механизмы преодоления трудностей, уход от решения проблем в пассивное, нефункциональное, нарушающее адаптацию поведение. Сложность диагностики может быть связана также и с сочетанием нескольких психических расстройств.
Для лучшего понимания нарушения поведения и нормы стоит знать о нескольких возрастных стадиях развития, которые выделяет американский психотерапевт Э. Эриксон.
Возрастные стадии развития по Эриксону
Первую стадию формирования человека он определил как период «доверия и недоверия». Эта стадия обычно охватывает первый год жизни. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, который долго не испытывает недомогание, которого баюкают, ласкают, с ним разговаривают, чувствует, что мир — место уютное, а люди — существа отзывчивые и добрые. Если же ребенок не получает должного ухода, то в нем вырабатывается недоверие, боязливость по отношению к миру и людям. Часто это недоверие переходит и в другие стадии развития.
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, ее можно определить как стадию «самостоятельность и нерешительность». В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, стремятся делать что-либо самостоятельно и если родители предоставляют ребенку возможность самостоятельно развивать то на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет собой и окружающим миром – то есть у него появляется самостоятельность.
Третья стадия — «предприимчивость и чувство вины». Обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Уже приобретя множество физических навыков, ребенок сам начинает придумывать себе занятия, эта самостоятельность проявляет себя и в речи и в способности фантазировать, то есть развивается предприимчивость. Если родители показывают ребенку, что его активная самостоятельная деятельность вредна или нежелательна, вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшей стадии жизни.
Четвертая стадия – «умелость и неполноценность» охватывает возраст с шести до одиннадцати лет. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, организованным играм и регламентированным занятиям. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо. Он отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши авиамодели, варить, готовить, рукодельничать разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способность к творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», развивают у них чувство неполноценности. Это чувство, возникшее в семейном окружении может быть усилено школой, если у ребенка умелость и сметливость не преобладает над чувством неполноценности.
Пятую стадию можно определить как «идентификация личности и путаница ролей». По сути эта стадия является кризисом подросткового возраста — последней стадией детства. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в особенности в жизни подростка занимает интерес к мыслям других людей, к тому, что сами о себе думают. Часто подростки создают себе мысленный идеал семьи, религии, общества отличающийся от реальной жизни. Перед подростком встает задача объединить все, что он знает о себе самом.
Если из-за неудачного детства подросток не может определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того кто он такой и к какой среде принадлежит. Это может подтолкнуть ребенка к распущенности и преступности из-за фрагментарного представления о своей личности. В некоторых случаях трудности самоидентификации толкают подростка к «негативной идентификации»- отождествляя свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Следующие три стадии развития человека являются началом зрелости с последующим взрослением.
Шестая стадия — «близость и одиночество» — начало зрелости и конец юности.
Седьмая стадия — «общечеловечность и самопоглощенность» — относится к зрелому возрасту.
Восьмая стадия — «цельность и безнадежность» относится к пожилому возрасту, когда основная работа жизни закончилась.
Возрастные кризисы взросления могут сопровождаться нарушением физиологического и психического равновесия. Именно в такие периоды возникает риск возникновения психических расстройств, которые требуют помощи психиатра или психотерапевта.
Прежде всего к таким расстройствам относятся:
- синдром невропатии
- синдром детского аутизма
- гипердинамический синдром
- детские патологические страхи
- дисморфомания
- нервная анорексия
- психический инфантилизм
- гебоидность
Детские патологические страхи
Детские патологические страхи — могут возникать с раннего возраста, однако чаще всего возникают в шесть — семь лет.
Могут встречаться при различных психических заболеваниях, но чаще всего возникают при невротических расстройствах, при ночных страхах.
Синдром невропатии
Синдром невропатии или синдром врожденной детской «нервности», возникает до трех лет. Первые признаки расстройства уже бывают в грудном возрасте в виде нарушения сна, частых срыгиваний, повышенной температуры, повышенной потливости.
Иногда у детей на фоне крика, связанного с обидой и гневом, возникают остановки дыхания.
С возрастом проявления могут сглаживаться, но служат благодатной почвой для более сложных невротических заболеваний.
Синдром психомоторной расторможенности
Синдром психомоторной расторможенности — возникает чаще в возрасте от трех до семи лет, проявляется чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, суетливостью, несобранностью, что приводит к нарушению адаптации.
Синдром детского аутизма
Синдром детского аутизма встречается в раннем возрасте у мальчиков возникает чаще в три-четыре раза чем у девочек.
Ведущие проявления – трудности установления отношений с людьми с начала жизни, невыраженная эмоциональность, стереотипный и замкнутый характер игр, боязнь изменения обстановки и новизны.
Чаще всего данное состояние сопровождается страхами, нарушениями сна и приема пищи.
Синдром дисморфомании
Синдром дисморфомании — встречается в подростковом возрасте, чаще у девушек.
Проявляется в виде болезненного убеждения о наличии у себя какого-либо воображаемого или переоцениваемого, утрируемого физического дефекта внешности или функции. Иногда, в наиболее тяжелых случаях может сопровождаться сниженным настроением и идеями о самоубийстве.
Может встречаться как при «тяжелых» психических заболеваниях, так и при невротических расстройствах. Иногда отмечается у здоровых подростков как временная реакция.
Психический инфантилизм или психическая незрелость
Психический инфантилизм или психическая незрелость — проявляется несамостоятельностью, повышенной внушаемостью, наивностью, стремлением к удовольствию, беспечностью, отсутствием способности прогнозировать результаты своего поведения и поступков.
Отсутствие чувства долга и ответственности, уменьшение способности подчиняться требованиям ситуации или группы, неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей.
Нервная анорексия
Нервная анорексия — состояние, характеризующееся упорным стремлением к качественному и/или количественному отказу от пищи и снижению массы тела.
Значительно чаще встречается у девочек-подростков и молодых женщин. В основе, как правило, лежит идея «излишней полноты» , лишнего веса и как следствие- стремление к исправлению «физического недостатка».
Реализуется это стремление через: изнурительные занятия физическими упражнениями, приемом слабительных средств, клизмы, регулярные искусственное вызывание рвоты (человек длительно задерживается в туалете и в ванне после приема пищи, скрывая данный симптом), иногда используют желудочный зонд.
Данное состояние может привести к смерти.
Гебоидность
Гебоидность – это психическое расстройство, возникающее в юношеском возрасте. В основе этого состояния лежит сочетание психологических свойств кризиса полового взросления.
Чаще всего встречаются следующие симптомы: абсурдные высказывания и занятия, отсутствие строгой системы взглядов и логики, различные патологические влечения – получение удовольствия от унижения окружающих, подчеркнутое проявление оскорбительного высокомерия, примитивная эгоистическая мотивация своих поступков, стремление к немедленному удовлетворению расторможенных влечений, сексуальная расторможенность, сверхценное стремление к самоутверждению и жажда власти.
Часто поведение подростков становится бессмысленным, эпатирующим, неестественным. Как правило, встречается при заболеваниях, требующих специализированного лечения.